Как правильно вести себя с ребенком
Предлагаем вашему вниманию несколько советов, которые помогут вам грамотно строить своё взаимодействие с малышом, а, следовательно, обеспечить сыну или дочери радость бытия и познания мира.
Ребёнок 2-3 лет интенсивно овладевает речью,
общением, культурой человеческого мышления. При этом важно отметить, что
умственное развитие связано с воспитанием ребёнка и возникает
исключительно, как говорят учёные, благодаря ранней социализации малыша,
т. е. благодаря взаимодействию с социальным окружением. Душевная жизнь
ребёнка начинается очень рано. Малыш копирует, отображает в действиях и
словах, в эмоциональных проявлениях и поступках мир, в котором живёт.
Можно сказать, что мы «лепим» дитя по своему образу и подобию. Он будет
таким, каким сделает его социальное окружение. Вывод один: духовно
обогащённая окружающая действительность — главное условие
нравственно-этического развития личности ребёнка.
В данный период психика ребёнка устроена так, что
ему необходимы многократные повторения одних и тех же действий. При этом
он каждый раз убеждается в своих возможностях и наслаждается самим
упражнением. Потребность в самостоятельных действиях столь велика, что
учёные назвали период второго года жизни (особенно после 1 года 6
месяцев) возрастом «Я сам!». Если ребёнка лишить этого активного
взаимодействия с окружающим миром, он не только начнёт отставать
умственно, но и навсегда потеряет чувство сопричастности с ним, утратит
желание постигать новое. Безразличие ведёт за собой духовную леность.
Так теряются рациональные зёрна раннего трудового развития человека,
которые должны быть «посеяны» уже на втором году жизни, в ту
благоприятную пору, когда у детей самой природой ярко обозначена
потребность в действии, а отсутствие её удовлетворения граничит с
кризисом в поведении.
Уважаемые родители, помните, что, лишённый
самостоятельности в действиях с предметами, малыш начинает капризничать,
не подчиняться взрослому, протестовать всем своим существом. Так
появляется негативное явление — детская нервность.
Эмоциональная жизнь маленького ребёнка, его
чувства, первые радости и огорчения должны стать предметом пристального
внимания взрослых. Положительные эмоции, которые испытывает маленький
ребёнок, умело выполняя действие, непременно должны поощряться
взрослыми. Малыш будет испытывать эмоциональное удовлетворение только в
том случае, если он сам выполнит какие-то действия, а не тогда, когда
взрослые, считая, что он мал и беспомощен, сделают всё за него. Не
следует требовать от ребёнка того, что он не в состоянии понять. Частые
запреты, наказания за незначительные шалости приводят к тому, что
ребёнок становится замкнутым и агрессивным.
Дети тонко чувствуют эмоциональное состояние
родителей. Не удивляйтесь, если заметите: плохое настроение мамы
передалось ребёнку. Он будет капризен, плаксив, беспокоен. Так же он
реагирует на ссоры между родителями, на их движения, тон голоса.